Правила школьной жизни

Глава I. Преамбула

Современная школа строит свою деятельность, опираясь на права и свободы человека и гражданина, которые закреплены в международно-правовых документах (Всеобщая декларация прав человека 1948 года, Пакт о гражданских и политических правах и Факультативный протокол к нему 1966года (Конвенция о правах ребенка 1989года, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года и др.), в Конституции России и иных нормативных актах.

Правила и обязанности ребенка охраняются Конвенцией о правах ребенка, действующим законодательством Российской Федерации, договором между школой и родителями.

Впервые правила школьной жизни принимаются всеми участниками образовательного процесса, т.е. учителями, учащимися и их родителями, что принципиально отличает их от прежних правил, спускавшихся сверху. Прежние правила носили чисто формальный характер и предназначались только для школьной администрации. Новые правила, принятые демократическим путём. Подробно описывают права и обязанности всех учащихся образовательного процесса, а также предусматривают ответственность за их нарушение. Новые правила школьной жизни-это гарантия сознательного, заинтересованного неформального отношения к работе, учёбе, внеклассной деятельности, проходящей в стенах нашей школы.

Глава II. Права и обязанности учащегося 

Права и обязанности ребенка охраняются Конвенцией ООН о правах ребенка, действующим Законодательством Российской Федерации, договором между школой и  родителями (или лицами их замещающими) ребенка!

Права учащегося:

1. Свободное выражение собственных взглядов, убеждений и мнений; взглядам учащегося уделяется должное внимание в соответствии с его возрастом и зрелостью.

2.  Право быть выслушанным.

3.  Свобода получения информации.

4.   Свобода мысли, совести и религии.

5.    Уважение человеческого достоинства.

6.   Получение бесплатного образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, развитие своей личности, своих талантов, умственных и физических способностей в самом полном объеме.

7.   Обучение в рамках государственных стандартов по индивидуальным учебным планам в порядке, определяемым уставом школы (обучение на дому по медицинским показателям, семейное, домашнее, экстернат).

8.   Получение дополнительных платных услуг, предусмотренных Уставом школы и лицензией.

9.   Открытая оценка знаний и умений учащегося, получение оценки по каждому предмету исключительно в соответствии со своими знаниями и умениями.

10.  3аблаговременное уведомление о сроках и объеме контрольных работ в соответствии с графиком (данное положение не относится к проведению самостоятельных работ и письменных опросов). В течение дня может быть проведена только одна контрольная работа. При планировании всех видов текущей и рубежной аттестации (контрольные работы, зачеты, сочинения и др.) не допускать более одной аттестационной работы в неделю для  учащихся 5-6 классов, не более двух аттестационных работ в 7-11 классах.

11. Класс имеет право отказаться от контрольной работы, не внесенной в график. Об изменении сроков проведения контрольных работ учитель обязан поставить в известность администрацию.

12. Использование возможности перевода учащихся на индивидуальные образовательные программы, в 10-11 классах - на индивидуальный учебный план по желанию родителей.

13. Предоставление дополнительного одного свободного дня недели учащимися 11 класса по заявлению родителей и согласованию с педагогическим коллективом.

14. Объём времени на выполнение обязательной части домашнего задания не должен превышать 50 % объёма аудиторной нагрузки по соответствующему предмету.

15. Дополнительная бесплатная помощь учителей в приобретении знаний на специальных занятиях, предусмотренных графиком работы школы и учителя (консультации).

16. Участие в культурной жизни школы, организуемых в ней мероприятиях, соответствующих возрасту учащихся.

17.  Отдых в перерывах между уроками и в каникулярное время, отсутствие задания на каникулы для учащихся школы (кроме чтения художественной литературы).

18.  Участие в управлении образовательным учреждением в порядке, определяемом Уставом  школы.

19.   Льготы и материальная помощь социально незащищенным и многодетным семьям в соответствии с действующим законодательством.

20.   Перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня.

21.   Создание различных общественных объединений, если они не противоречат Уставу школы.

22.   Использование права экстерната, домашнего и семейного обучения, досрочной сдачи экзамена.

23.   Открытое высказывание своего мнения о качестве образовательного процесса на Совете школы, Уполномоченному по правам участников образовательного процесса.

24.   Внесение предложений об изменениях в образовательной деятельности школы в утвержденном порядке.

25.   Право знать о проставленных ему оценках, как за устные, так и за письменные работы.

26.   Право на конфиденциальность сообщения оценки за свой устный ответ или письменную работу.

27.   Право на ходатайство о перенесении сроков контрольных работ после пропусков по болезни, подтвержденных медицинскими документами (в течение недели).

Обязанности учащихся

Общие правила поведения 

1.  Учащийся приходит в школу не позднее, чем за 10 минут до начала занятий чистый и опрятный, снимает в гардеробе верхнюю одежду, надевает сменную обувь, занимает своё рабочее место со звонком, готовит все необходимые принадлежности.

2.  Нельзя приносить на территорию школы с любой целью и использовать любым способом оружие, в т.ч. ножи, взрывчатые и огнеопасные вещества, спиртные напитки, сигареты, наркотики и другие одурманивающие средства и яды.

3.  Запрещается употребление непристойных выражений и жестов.

4.  Учащийся не должен без уважительной причины пропускать классные часы и другие внеклассные мероприятия.

5. Нельзя без разрешения администрации или медицинской сестры (не предупредив классного воспитателя и по согласованию с родителями) уходить из школы и покидать ее территорию в урочное время. Выйти из школы можно лишь: предъявив записку от дежурного администратора или справку от медицинской сестры  дежурному охраннику.

6. В случае пропуска занятий до 2-х дней учащийся должен предоставить классному воспитателю записку от родителей (лиц их заменяющих) о причине отсутствия на занятиях. В случае пропуска 3-х и более дней, учащийся должен предоставлять справку  из медицинского учреждения.

7.  Учащийся школы должен проявлять уважение к старшим, здороваться с ними, за6отиться о младших. Школьники уступают дорогу взрослым, старшие - младшим, мальчики - девочкам.

8.  Вне школы учащиеся ведут себя так, чтобы не уронить свою честь и достоинство, не запятнать доброе имя школы.

9. Учащиеся берегут имущество школы, аккуратно относятся как к своему, так и к чужому имуществу, соблюдая чистоту и порядок на территории школы.

10. Учащимся следует во всех случаях соблюдать чужие права собственности. Школьные принадлежности, одежда и прочие вещи, принадлежат их владельцам. К учащимся, присвоившим чужие вещи, будут применены дисциплинарные взыскания. В случае причинения ущерба чужому имуществу родители (или лица их заменяющие) несут материальную ответственность.

11. Учащемуся, нашедшему потерянную или забытую вещь, полагается сдать ее дежурному администратору.

12.  Физическая конфронтация, запугивание и издевательства являются недопустимой формой поведения.

13.  Учащиеся обязаны соблюдать деловой этикет при общении в школе (не разрешается жевать резинку, пользоваться мобильным телефоном на уроках, плеерами), родители ставятся в известность о невыполнение их детьми правил школьной жизни.

14. Ученик обязан выполнять домашнее задание в сроки, указанные учителем.

15. По первому требованию учителя необходимо предъявлять дневник.

16. Ежедневно вести запись домашних заданий в дневнике.

17. Приносить на занятия все необходимые учебники, тетради, пособия, инструменты и письменные принадлежности.

18. Бережно относиться к школьным учебникам и вовремя сдавать их в библиотеку.

Поведение на занятиях 

1.  Когда учитель входит в класс, учащиеся встают, приветствуя учителя. Подобным образом учащиеся приветствуют всех взрослых, вошедших в класс во время занятий, кроме уроков информатики, когда учащиеся работают за компьютером.

2.  Каждый учитель определяет правила поведения на уроке, эти правила не должны ущемлять достоинство ученика и противоречить уставу школы.

3.  Во время урока нельзя шуметь, отвлекаться самому и отвлекать других от занятий разговорами и не относящимися к уроку делами.

4.  Если во время урока ученику необходимо выйти из класса, то он должен попросить разрешения педагога (поднять руку).

5.  Если учащийся хочет задать вопрос учителю или ответить на вопрос учителя, он поднимает руку.

6.  Во время урока учащийся вправе задавать вопросы учителю, если не понял материал во время объяснения в корректной форме.

7.  Ученик вправе в корректной форме отстаивать срои взгляды и убеждения при обсуждении различных спорных и неоднозначных вопросов.

8.  Ученик имеет право апелляции по поводу оценки, если он не согласен с ней. Апелляция подаётся заместителю директора по УВР в течение двух дней после объявлении оценки.

9.   На уроках ученики имеют право пользоваться школьным инвентарем, который они возвращают учителю после занятий. Относиться к нему нужно бережно и аккуратно.

Поведение учащихся до начала, в перерывах и после окончания занятий

1.  Во время перерывов (перемен) учащийся обязан: навести чистоту и порядок на своем рабочем месте; выйти из класса, если попросит учитель; подчиняться требованиям дежурных учеников по школе и дежурного учителя по этажу.

2.  Время перемены - личное время каждого учащегося. Он может проводить его по своему разумению, однако, не мешая другим.

3. Во время перемены учащиеся могут свободно перемещаться по школе, кроме тех мест, где им запрещено находиться в целях безопасности (чердак, подвал, кухня, физическая и химическая лаборатории).

4. Дежурный класс помогает дежурному учителю следить за соблюдением дисциплины во время перемен.

5. Во время перемен учащимся запрещается бегать по лестницам, вблизи оконных проемов и в других местах, не приспособленных для игр.

6. Во время перемен учащимся запрещено выходить из школы без разрешения классного воспитателя или дежурного администратора.

7. Во время перемен учащимся запрещено толкать друг друга, бросаться предметами и применять физическую силу.

8. В школе запрещено курение и распитие спиртных напитков.

9. Категорически запрещено самовольно открывать окна, сидеть на подоконниках.

10. На переменах школьники могут обратиться к своему классному воспитателю, дежурному учителю, дежурному администратору, к Уполномоченному по защите прав участников общеобразовательного процесса за помощью, если против них совершаются противоправные действия.

Обязанности дежурного по классу

1. Дежурные назначаются в соответствии с графиком дежурств по классу.

2. Дежурные помогают педагогу подготовить класс для следующего урока, производят посильную уборку классного помещения.

3. Во время перемены дежурные ученики проветривают класс, помогают подготовить учебный материал к уроку, раздают тетради по просьбе учителя.

4. В конце дня дежурный ученик готовит класс для следующего рабочего дня.

Поведение учащихся в столовой

1. Во время еды учащимся надлежит придерживаться хороших манер и вести себя пристойно.

2. Учащиеся должны уважительно относиться к работникам столовой, а также ко всем окружающим.

3.  Дежурные по столовой приходят за пять минут до окончания урока и накрывают на столы и после перемены убирают со столов.

4.  Употреблять еду, и напитки разрешается только в столовой.

5.  Учащиеся бережно относятся к имуществу школьной столовой.

6. Учащиеся имеют право приносить еду из дома и употреблять ее в столовой.

7.  Запрещается заходить в столовую в верхней одежде.

8.  Запрещается выносить из столовой еду, если она не упакована.

Рекомендации к внешнему виду учащихся

1. В школу учащиеся должны приходить в опрятной одежде, делового  стиля, предназначенной для занятий.

2. Одежда должна соответствовать возрасту и социальному статусу (учащийся), выражать уважение хозяина к самому себе и к обществу.

3. Рекомендуется не применять излишнюю косметику и не носить много украшений на занятия.

4. В школе все учащиеся ходят в сменной обуви.

5. Спортивная одежда предназначена для уроков физической культуры, на других уроках она не уместна.

6. Находиться в школе в верхней одежде без особых причин не разрешается.

7. В школе нельзя находиться в головном уборе.

8. На уроках технологии учащиеся должны иметь рабочую форму.

9.  На торжественные общешкольные мероприятия учащиеся приходят в соответствующей одежде.

10. На праздничные вечера, концерты учащиеся выбирают одежду по рекомендации родителей и по своему усмотрению.
 

Глава III. Права и обязанности учителя и воспитателя.

Учитель (воспитатель) имеет право:

1. Участвовать в разработке и применении методик воспитания и обучения детей по программе школы

2.  Участвовать в организации и управлении школой.

3.  Высказывать (устно и письменно) в корректной форме без нарушения правового пространства учителя или воспитателя, критические замечания о деятельности любого работника школы или системы образования.

4. Обращаться индивидуально или в составе группы лиц в любые руководящие инстанции с заявлениями, предложениями или жалобами.

5. Повышать свою квалификацию в педагогических училищах, ВУЗах, аспирантуре и других учреждениях с получением стипендии при наличии соответствующих фондов, самостоятельно определять формы и методы своей образовательной деятельности в рамках образовательной конвенции.

6. Отказываться от административных поручений, не связанных с выполнением своих должностных обязанностей.

7. Требовать у администрации школы создания условий для осуществления учебно-воспитательного процесса, в том числе рабочего места, оборудованного в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и нормами охраны труда, снабженного необходимыми пособиями и иными материалами.

8.  На защиту человеческого достоинства, если оно нарушено со стороны администрации, родителей ученика или ученика.

9.  На свободу совести и вероисповедания.

10. Знать о замене уроков за один день.

11. На отгулы за работу в выходные и праздничные дни (сроки отгулов определяют директор школы и профсоюзный комитет) или оплату за работу в выходные и праздничные дни (оплата производится в двойном размере в соответствии со ст. 153 Трудового Кодекса).

12. В деликатной форме высказывать претензии к ребенку, родителям.

13. На защиту от некомпетентного вмешательства родителей в круг профессиональных обязанностей учителя.

14. На защиту профессиональной чести и достоинства.

15. На творчество, инициативу в освоении образовательных и развивающих программ.

16. Требовать от учащихся соблюдения Правил школьной жизни, уважения к традициям школы.

17. Приобщать учащегося к принятию участия в общественной жизни школы, не нарушая его прав и свобод.

18. Учитель не имеет права  не допускать учащегося в кабинет по причине отсутствия формы и по любой другой причине, но имеет право не допускать учащегося к процессу производительного труда.

19. Учитель физической культуры имеет право не допускать учеников к занятиям без спортивной формы (но ученик, забывший форму, а также освобожденный от занятий, находиться в спортивном зале под  присмотром учителя).

20. Воспитатель группы продленного дня, работающий в соответствии с установленным графиком, имеет право поставить в известность администрацию о нарушении родителями режима, если не приходят за ребенком в положенное время (18.00).

Учитель (воспитатель) обязан:

1. Уважать человеческое достоинство всех участников правового пространства. Быть нравственным примером для своих учеников. Повышать свой профессиональный уровень.

2. Уважать право ребенка на собственное мнение и убеждение.

3. Поддерживать дисциплину методами, исключающими физическое насилие, унижение и оскорбление личности учащегося.

4. Предупреждать возможный травматизм.

5. Осуществлять дежурство по школе в соответствии с графиком дежурств.

6. Нести ответственность за жизнь и здоровье учащихся на своем уроке.

7. Своевременно выставлять оценки в журнал.

8. Не выгонять ученика с урока, даже если он нарушает дисциплину.

9. Отпускать ребенка из школы во время занятий только при наличии справки медицинской сестры или записки родителей.

10. Во время учебных занятий при опросе по пройденной теме оценивать не личность и поведение ребенка, а его ответ. Учитель не имеет права ставить оценку в журнал за поведение на уроке или перемене.

11. Учителя - дежурные по этажу несут ответственность за жизнь и здоровье детей на переменах.

12.  Стараться найти положительные моменты в любой работе ученика.

13.  Не задавать домашние задания на каникулярное время, кроме чтения художественной литературы.

14.   Приходить вовремя на урок.

15.   Содержать в порядке своё рабочее место, следить за сохранностью школьного имущества, своевременно сообщать о повреждениях в соответствующие службы.

16.   Сдать в школьную библиотеку методическую и художественную литературу, уходя в очередной отпуск или увольняясь с данного места работы.

17.   Сдавать в конце учебного года заместителю по АХЧ ТСО.

18.   Использовать современные методики обучения.

19.  Учитель обязан предоставлять администрации в срок необходимую документацию (планы, отчеты, анкеты).

20.  Нести наказание за нанесение ущерба здоровью ребенка.

21.  Нести  ответственность за  сохранность тетрадей и работ учеников.

22.  Учитель не имеет права обязывать родителей покупать дополнительную литературу без их добровольного согласия.

Классный воспитатель обязан:

1. Своевременно (не менее чем через три дня)" предупреждать учащихся родителей и коллег о проведении различных мероприятии.

2. Регулярно (один раз в неделю) проверять дневники.

3. Находиться вместе со своими учениками во время школьных мероприятий.

4.  Составлять график дежурств по классу.

5.  Требовать от родителей создания нормальных условий для учебы ребенка: рабочее место, режим дня (в пределах норм установленных законом).

6. Требовать от родителей посещения родительских собраний.

7. Выполнять функциональные обязанности воспитателя (смотри функциональные обязанности классного руководителя)

8. Регулярно проводить классный час не менее 1 раза в месяц.

Глава IV. Права и обязанности родителей

Родители имеют право:

1. Выбирать для своих детей (до получения основного общего образования) формы образования и виды образовательных учреждений, в том числе семейного образования, экстерната или получения образования в негосударственных учебных заведениях.

2. На прием детей в школу №1365 с Уставом школы и Законом города Москвы об общем образовании.

3. Ознакомиться с Уставом школы №1365 и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.

4. На участие в управлении общеобразовательным учреждением, в котором обучаются их дети (родительские комитеты классов, Совет школы).

5. На ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости своих детей.

6. На перевод ребенка, получившего образование в семье, для продолжения образования в образовательное учреждение при положительной аттестации.

7. При возникновении спорных вопросов обсуждать их с учителем или администрацией школы в корректной форме.

8. Обеспечивать религиозное и нравственное воспитание детей в соответствии со своими собственными убеждениями.

9. Оказывать добровольную материальную помощь образовательному учреждению (школе) в форме, предусмотренной Уставом; ознакомиться с материалами об использовании средств.

10. Проживающие отдельно от ребенка родители имеют право на посещение родительских собраний, а также на получение информации о своём ребенке, если это не противоречит закону и не наносит вреда ребенку.

11. Требовать соблюдения прав ребенка.

12. На полную информацию об учебном процессе.

13. На дополнительную встречу с учителем по предварительной договорённости, если родитель считает, что на то есть основания (не отвлекая учителя во время учебного процесса).

14. Высказывать обоснованную критику в адрес школы на родительских собраниях, а также при встрече с директором школы.

15. В случае конфликта между родителями и учителем, между учителем и учащимся, а также в случае конфликта между самими учащимися на перевод ребёнка с согласия администрации и ребёнка в другой класс.

Родители обязаны:

1. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими основного общего образования (Ст. 52 Закон «Об образовании»).

2. Родители учащегося, переведенного в следующий класс условно, несут ответственность за ликвидацию обучающимся академической задолженности в течение следующего учебного года (Ст. 17 Закон «Об образовании»).

3.  Неисполнение или ненадлежащие исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних - влечет привлечение к административной ответственности (Статья 35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001г. №195-фз).

4.  Обеспечивать и защищать права и интересы своих детей, не причиняя вреда их физическому и психическому здоровью, нравственному развитию, воспитывать детей, исключая пренебрежительное, грубое, жестокое, унижающее человеческое достоинство, обращение, оскорбление, эксплуатацию.

5. Обеспечить детям до 15 лет получение основного общего образования в общеобразовательной школе или другом приравненном к ней по статусу образовательном учреждении.

6.  Выполнять Устав образовательного учреждения.

7. Не допускать неоправданного вмешательства в работу преподавателей по вопросам, которые по своему характеру входят в круг их профессиональных обязанностей.

8.   Обеспечивать в меру своих способностей и финансовых возможностей условия жизни, необходимые для нормального развития ребёнка.

9.   Обеспечить ребёнка всем необходимым для посещения школы (канцелярские принадлежности, спортивная форма).

10. Регулярно посещать родительские собрания, посещать школу по вызову классного руководителя или администрации.

11. Отпускать ребёнка на внеклассные школьные мероприятия, если ребёнок здоров и сам того пожелает.

12. По возможности выделять материальные средства на посещение театров и музеев, если этого требует программа класса или школы.

13. Соблюдать внутренний распорядок школы.

14. Контролировать посещаемость уроков, выполнение домашних заданий и результаты учебного процесса.

15. Родители обязаны следить за внешним видом ребёнка, и наличием у него сменной обуви.

16. В случаем причинения ущерба имуществу школы учеником, его родители обязаны его возместить (в соответствии с действующим законодательством РФ).

Глава V. Ответственность участников образовательного процесса 

Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за:

1.  Невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;

2.  Реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования своих выпускников;

3.  Жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса;

4.  Нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;

5.  Иные действия, предусмотренные законодательством  Российской Федерации (Ст.32,закона «Об образовании»).

Работники образовательного учреждения

Помимо общих оснований для увольнения работников в соответствии с действующим Трудовым Законодательством, основаниями для увольнения педагогических работников являются:

1)  совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы (п.8 ст.81 Трудового кодекса РФ).

2)  повторное в течение года грубое нарушение устава образовательного учреждения (ст.336,Трудового кодекса РФ).;

3) применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника (ст.336, Трудового кодекса РФ);

4)  появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения (ст.56, Закон «Об образовании»).

Администрация имеет право применять меры взыскания к учителю, не выполняющему свои прямые обязанности и нарушающему трудовую дисциплину (выговоры, удержание премий и т.д.).

Ответственность учащихся

1. По решению органа управления образовательного учреждения за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения устава образовательного учреждения допускается исключение из данного образовательного учреждения обучающихся, достигших возраста лет (ст. 19 Закон «Об образовании»);

2.  К учащимся допустившим запугивание и издевательство над сверстниками, должны быть приняты дисциплинарные меры, вплоть до исключения из школы.

3.  Администрация школы может обратиться в КДН и ЗП (Комиссия по делам несовершеннолетних, и зашиты их прав), если родители не несут ответственности за ребёнка (не обеспечивают ему должного ухода, не следят за его успеваемостью, регулярно не посещают родительские собрания, не реагируют на замечания учителя и администрации школы, не обеспечивают право ребёнка на образование).

Ответственность родителей

1. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими основного общего образования (ст.52 Закон «Об образовании»).

2. Родители учащегося, переведенного в следующий класс условно, несут ответственность за ликвидацию обучающимся академической задолженности в течение следующего учебного года (ст.17 Закон «Об образовании»).

3.  Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными зхаконными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних – влечёт привлечение к административной ответственности (ст.5.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ).

Глава VI. Поощрения участников образовательного процесса 

1.  За отличные успехи в учебе, активное участие в общественной жизни школы, за участие в олимпиадах, соревнованиях, конкурсах и марафонах учащиеся награждаются похвальными грамотами и памятными подарками.

2.  Учителя поощряются за высокое качество проведенных мероприятий, за активное участие в семинарах, конференциях и общественной жизни школы (грамоты, похвальные листы, благодарности, денежные премии).

В общем свою деятельность и разрабатывать свой Устав, правила поведения и т.д. они должны, исходя из  1.  Конвенции о правах ребенка, Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка», Закона РФ «Об образовании», Национальной доктрины образования в Российс­кой Федерации, одобренная постановлением Прави­тельства Российской Федерации от 04.10.2000 г., Концепции модернизации российского образова­ния на период до 2010 года, Программы развития того или иного региона, при наличии таковых.